emblema
© www.kremlin.ru
Ключевые слова:

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2015 года

Художественный руководитель – директор федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Академический Малый драматический театр – Театр Европы»

За вклад в развитие отечественного и мирового театрального искусства

*

Род. 14 мая 1944 года в Новокузнецке Кемеровской области.

Народный артист Российской Федерации (1993). Лауреат Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства (1992, 2003). Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2001). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV (2004), III (2009) степеней, Почета (2015). Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2014).

В 1966 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Возглавил Малый драматический театр в 1983 году, пятнадцать лет спустя театр получил статус Театра Европы – третьим среди европейских театров, первым и единственным в России. Продолжая и развивая традиции К.С. Станиславского и В.С. Мейерхольда, режиссер создал русский психологический театр нового типа. Спектакли по «Братьям и сестрам» Ф.А. Абрамова, «Бесам» Ф.М. Достоевского, «Чевенгуру» А.П. Платонова, «Жизни и судьбе» В.С. Гроссмана, пьесам А.П. Чехова сформировали театр русского эпоса, театр национального самопознания. Главной темой творчества режиссера стала эволюция русского характера, русской национальной идеи.

С 1967 года преподает в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, ныне – заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Основу труппы Малого драматического театра составляют его ученики, ее по праву называют одной из самых сильных в стране по актерскому составу и ансамблю.

Режиссером поставлено более 70 драматических и оперных спектаклей в России и за рубежом.

Владимир Путин о Льве Додине:

Государственной премии удостоен художественный руководитель Академического Малого драматического театра – Театра Европы Лев Абрамович Додин. Безусловно, он принадлежит к плеяде великих современных режиссёров. Его спектакли – это размышления о добре и зле, о чистоте помыслов и о предательстве, о том, что может оставить след в сердце зрителя, заставить его сопереживать, вызвать сильнейшие эмоции и утвердиться в лучшем, унести с собой те впечатления, которые, что называется, остаются с человеком надолго.

Своим многолетним творчеством Лев Абрамович утверждает идею художественного развития театра как коллективной души, всегда и везде горячо отстаивает преимущества и традиции российского репертуарного театра, ценит труппу, актёров как сообщество единомышленников, соавторов спектаклей. Театр для Додина – это и дом, и семья, и трибуна, манифест, поиск, счастье и, как он сам говорит, «продолжение жизни и, может быть, больше, чем жизнь».

*

© www.kremlin.ru

Выступление Льва Додина на церемонии вручения Государственных премий Российской Федерации 2015 года, Москва, Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, 12 июня 2016 года:

Многоуважаемый господин Президент! Глубокоуважаемые дамы и господа! Дорогие друзья, коллеги!

Я знаю и понимаю, что на этом месте сегодня могли стоять многие из моих коллег и друзей. Уверен, что они ещё будут стоять на этом месте. Сегодня я благодарю Совет по культуре и искусству при Президенте России за тот выбор, который они сделали, и, естественно, Вас, Владимир Владимирович, за то, что Вы своим указом эту рекомендацию подтвердили.

Несмотря на огромное количество проблем в мире, много говорят и спорят об искусстве. В России много говорят и спорят об искусстве, особенно почему‑то в последние годы сосредоточились на театре. Это хорошо, потому что когда театр ругают, когда о театре спорят, то это значит, что театр скорее жив, чем мёртв. Когда о нём молчат, то, значит, он начинает умирать.

Сегодня одни упрекают других в архаике, в скучной традиционности, в том, что эта традиционность не способна, эта архаика не способна и не отражает сегодняшнюю жизнь. Другие обвиняют других в бескрайнем новаторстве и даже хулиганстве. Меньше всего сегодня говорят о засилье коммерческого искусства и коммерческого театра. Видимо, всё‑таки в глубине души он всем приятен и тихо нравится, потому что он всё‑таки развлекает, отвлекает и успокаивает.

А что касается серьёзного искусства, серьёзного театра, здесь часто ссылаются на классиков, особенно на наших великих русских классиков, которые, дескать, сумели добиться гармоничного баланса. Мне кажется, сегодня мы забываем, что классики – они сегодня классики, а вчера, позавчера и тогда, когда они творили, они были современными писателями. И в основном вызывали, особенно в начале своего творчества, и раздражение, и неприятие, и непонимание обществом, читателей, зрителей и, конечно, специалистов в области искусства.

Достаточно вспомнить, как был не понят великий пророческий роман Достоевского «Бесы», который радикальные демократы назвали грязным пасквилем, а радикальные консерваторы назвали жалким памфлетом, а книга до сих пор предсказывает не только то, что происходит, но и то, что может происходить.

Достаточно вспомнить, как не принимали в течение всей жизни, кроме, может быть, последних лет, когда стало понятно, что его скоро не будет, критиковали Чехова за безыдейность, за очернительство русского крестьянина, особенно русской интеллигенции, за скуку и вообще за бескрайний пессимизм.

Думаю, что это всё происходит, потому что искусство – это инструмент воли, инструмент сострадания человеку, которому всегда во всех общественных формациях живётся очень трудно, который всегда находится в драматических взаимоотношениях с обществом, с другим человеком и в самых драматических отношениях с самим собой. Это всегда тревожит, это часто бывает печально.

Недаром в русском языке слово «печаловать» означало и «думать», слово «жалеть» означало «любить». Вот искусство жалеет человека, любит человека, через искусство говорится правда, подчас очень жестокая правда, которая ставит перед нами всё более сложные и сложные вопросы, на которые не всегда, а может быть, и никогда невозможно найти ответ.

Я говорю об этом не в просветительских целях, а только потому, что в течение всей своей сознательной жизни я хотел, мне мечталось хоть как‑то, на расстоянии каких‑то световых лет приблизиться к этому недостижимому идеалу. И когда государство признаёт твои скромные опыты, поддерживает тебя и тем самым поддерживает твоё понимание искусства, твоё понимание того, что требует дело, которому ты пытаешься служить, разделяет твоё понимание, это, конечно придаёт силы, укрепляет надежду и усиливает энергию, которая ещё пока есть, но которой всегда, как вы знаете, не хватает.

За это огромное спасибо, Владимир Владимирович. Спасибо тем, кто это хотел сделать. И, нарушая совсем регламент, очень хочу сказать спасибо в связи с ещё одним событием, которое случилось совсем недавно, – началось строительство нового здания, новой сцены Малого драматического театра. Честно говоря, мне казалось, что я до этого дела не доживу, хотя сравнительно молод, как мне кажется. Всё‑таки случилось. Если удастся дожить и до открытия, то это будет вообще гениально.

Я знаю и понимаю, что это не могло бы состояться без решительных, простите за тавтологию, решений высшего руководства государства и без очень активных действий, полных энтузиазма и, если хотите, даже страсти, с которой пытается осуществить этот проект Министерство культуры и Министр культуры России. Вы понимаете, что в серьёзной речи нельзя не сказать добрых слов в адрес прямого начальства, но в данном случае это голимая правда. А поскольку я говорил о правде, я не могу об этом не сказать. И конечно, большое спасибо моим учителям, нашему театру и моей жене, прекрасной актрисе и прекрасной жене Татьяне Шестаковой.

Ещё раз, я очень взволнован, говорю большое спасибо.

*

12 июня 2016 года в День России в Москве в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца Президент России Владимир Путин вручил Государственные премии Российской Федерации 2015 года в области науки и технологий, литературы и искусства, а также за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.
 

© АНО «Национальный центр трудовой славы», 2024. 12+
Средство массовой информации сетевое издание «Зал национальной трудовой славы» www.славатруд.рф
зарегистрировано в Роскомнадзоре, Эл №ФС77-87997 от 12 августа 2024 года.