emblema
8 февраля 2011 года. Церемония вручения премий Президента России в области науки и инноваций для молодых ученых за 2010 год
8 февраля 2011 года. Церемония вручения премий Президента России в области науки и инноваций для молодых ученых за 2010 год
© www.kremlin.ru
Ключевые слова:

Лауреат премии Президента России в области науки и инноваций для молодых ученых за 2010 год

Кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией учреждения Российской академии наук Математический институт имени В.А. Стеклова РАН

За высокие результаты в создании инновационных образовательных технологий, популяризации и распространении научных знаний

Биография
Прим.: биографические сведения представлены по состоянию на конец 2011 года – начало 2012 года

Род. 5 февраля 1975 года в городе Саратове.

Талантливый популяризатор математики. С его лекциями и проектом «Математические этюды» ныне знакома чуть ли не вся Россия. В течение последних 10 лет руководимая им команда создала блестящую коллекцию мультимедийных математических этюдов: десятки короткометражных фильмов и миниатюр, представляющих различные разделы математики и ее приложений. Помимо традиционных задач и тем в них рассказывается и о математических результатах, полученных в последние годы.

Эффект подвижнического труда Николая Андреева по популяризации науки многократно усиливается открытым доступом к фильмам проекта в сети Интернет. Благодаря национальному проекту «Образование» коллекция стала доступна тысячам учащихся, учителей, студентов и преподавателей вузов всей страны.

Работы Николая Андреева представляют собой гармоничное соединение точных математических постановок с возможностью объяснить их каждому человеку и каждому школьнику. Предложенные автором и его коллективом алгоритмы могут найти применение и в других областях моделирования и визуализации, уже не направленных непосредственно на школьника и учителя. Замечательная черта проекта – всюду, где возможно, зрителя неназойливо ведут от простейших примеров к открытым проблемам науки.

Коллекция лауреата максимально использует возможности сети Интернет. Размещенные в ней работы отсылают заинтересовавшегося школьника или учителя к другим ресурсам, в частности, к богатейшей коллекции математической литературы, размещенной в Интернете на сайте Московского центра непрерывного математического образования (журнал «Квант» за все годы, классические учебники математики, полнейшая коллекция геометрических задач Гордина, другие).

Работа Николая Андреева показывает школьнику, что математика – увлекательна и красива. После книг Я.И. Перельмана 1930-х годов это крупнейшее достижение, открывающее новое направление в популяризации современной математики. Уникальность проекта была отмечена в 2009 году исполкомом Международной комиссии по математическому образованию.

Разработка Андреева – подлинно инновационный продукт в технологии распространения научных знаний посредством популяризации достижений математики и научно-технического прогресса.

Президент России Дмитрий Медведев о Николае Андрееве:

Ещё один наш коллега и талантливый человек, который здесь присутствует – Николай Андреев, – создал целую коллекцию блестящих математических этюдов, интересных и понятных, что немаловажно, современному поколению. Это в полном смысле то, что принято называть образовательной инновацией. Она одна из немногих, кстати сказать, в этой области за последние несколько лет. И очень важно, что Николай открывает удивительный мир математики для молодёжи, по сути, пропагандирует своё любимое дело, что всегда очень ценно.

Источник: www.kremlin.ru

*

Интервью Николая Андреева

Почти 10 лет Николай Андреев со своей командой старается сделать математику, царицу наук, доступной для всеобщего понимания. Перекладывая сложные формулы и теоремы в красочные и увлекательные мультфильмы, www.etudes.ru, которые интересны не только школьникам, но и студентам, да и просто любознательным людям. В 2010 году Николай Андреев удостоен Премии Президента России в области науки и инноваций для молодых ученых «за высокие результаты в создании инновационных образовательных технологий, популяризации и распространении научных знаний». Решением Президиума Совета Национального центра трудовой славы Николай Андреев избран в ЗАЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ. Молодой ученый дал интервью корреспонденту Интернет-портала «Трудовая слава России» Татьяне Гресс.

Татьяна Гресс: Николай, почему Вы выбрали именно такое направление работы: нечто пограничное между наукой и образованием?

Николай Андреев: Думаю, моя работа все-таки находится не между наукой и образованием. Это есть сама наука. Так как популяризацией науки должны заниматься ученые, потому что требования к качеству контента очень высокие. Безусловно, не про всю науку можно рассказать школьникам, но главное, чтобы все рассказанное было правдой, не отдавало поверхностностью, шарлатанством. Поэтому традиция именно российской науки заключается в том, что многие ученые, в том числе очень крупные, занимаются популяризацией: читают лекции, проводят открытые уроки.

Татьяна Гресс: Чей-то пример заразил Вас желанием сделать науку более открытой или Вы нашли свой путь самостоятельно? Когда Вы поняли, что популяризация математики – дело Вашей жизни.

Николай Андреев: Примеров в жизни, и, в частности, на мехмате МГУ, где я учился, была масса. На самом деле любой осмысленный увлеченный рассказ о чем-то, даже обычной школьной теме, это и есть популяризация. Ведь главное – заразить идеей! Первые два мультипликационных фильма, которые мы сделали, рассказывали о тех задачах, которые имели отношение к моей научной проблематике. И после нескольких показов стало понятно, что эту деятельность надо продолжать.

Татьяна Гресс: Ваш главный проект?

Николай Андреев: Как правило, популяризацией занимаются параллельно с основной научной деятельностью, мы же трудимся в этом направлении, что называется, на постоянной штатной основе.

Год назад в системе Российской академии наук была создана первая и пока единственная лаборатория популяризации и пропаганды науки, а точнее – математики. Это лаборатория Математического института имени В.А. Стеклова www.mi.ras.ru, организованная по инициативе директора института, академика РАН Валерия Васильевича Козлова.

Основной наш проект – создание «Математических этюдов» www.etudes.ru: мультфильмов о математике, о решенных и нерешенных задачах, теоремах. Это мультфильмы, которые интересны школьникам, учителям и просто полезны для общего развития. Мы читаем около 60 лекций в год, по всей России, и они пользуются неизменной популярностью у школьников и студентов.

Татьяна Гресс: Есть ли аналоги Вашей методики за рубежом?

Николай Андреев: Аналогов нет. Главным образом, из-за дороговизны мультипликации. Очень дорогие услуги специалистов в области трехмерной графики. А за рубежом встречаются случаи, когда над одним фильмом трудятся и математики, и трехмерщики, и дизайнеры. Но за один фильм понять друг друга, охватить все самое важное нереально.

Ценность нашей команды в том, что в ней собраны профессионалы из разных областей, у которых одна цель – внести вклад в популяризацию науки и науку в целом.

Татьяна Гресс: Николай, Вы говорите, что это очень дорого. Кто оказывает финансовую поддержку Вашей лаборатории?

Николай Андреев: Долгое время мы жили на собственные средства. Административную поддержку оказывал и оказывает Математический институт имени В.А. Стеклова РАН. Дружескую и информационную – Московский центр непрерывного математического образования www.mccme.ru, являющийся уникальным местом работы с детьми и учителями. А с осени 2008 года нас поддерживает Фонд Дмитрия Зимина «Династия». Ищем и другие источники финансирования.

Татьяна Гресс: На Ваш взгляд, важность популяризации науки, в частности, математики, возросла в сравнении со временем двадцатилетней давности или, скажем, первого полета человека в космос, когда престиж точных наук находился на космической высоте? Если да, то в чем это выражается?

Николай Андреев: Конечно, возросла. Дело в том, что необходимость популяризации определяется уровнем образованности общества. Чем он выше, тем меньше нужно популяризировать – итак все понимают, что обладать знаниями и важно и, самое главное, интересно! Уровень естественнонаучного образования в стране серьезно снизился по сравнению с теми временами, а, значит, важность популяризации значительно возросла. Мы должны показать, что такое наука, чтобы молодежь имела некоторое представление о ней и могла выбирать свой путь в жизни.

Татьяна Гресс: Как Вы оцениваете реформу российского образования?

Николай Андреев: Реформировать образование, конечно, надо, но помня одно важное правило: образование не терпит революций, ему жизненно необходим эволюционный режим развития. Сейчас это правило, к сожалению, не соблюдается.

И еще одно замечание на заданную тему. Как известно, образование – это такая вещь, в которой для проверки качества требуются годы. Когда школьники, которые прошли через реформы, закончат ВУЗы и станут специалистами, то по результатам их деятельности, их конкурентоспособности можно будет судить: хорошо их учили или нет. А сейчас те или иные оценки носят во многом условный характер.

Татьяна Гресс: Николай, а как бы Вы сравнили две системы образования, современную и советскую?

Николай Андреев: Та система, которая была в СССР, складывалась годами. Это большой педагогический опыт, и рушить его неправильно. Тем более, физико-математическое образование в Советском Союзе считалось лучшим в мире.

Татьяна Гресс: Вы недавно получили премию Президента России в области науки и инноваций для молодых ученых. Какие новые высоты в науке хотелось бы достичь?

Николай Андреев: Премия мне была дана как раз за популяризацию науки. Это моя основная работа. А что касается «чистой» научной деятельности: для меня таковая является средством поддержания интеллектуальной формы, расширения научного кругозора.

У всех ученых, безусловно, есть теорема или проект, который хочется решить или реализовать. Но такие вещи, как раз, популяризации поддаются очень сложно. Чтобы что-то популяризировать, то есть донести до массовой аудитории, это нужно очень хорошо понимать. А так как та или иная гипотеза или теорема еще не доказана, значит, понимания еще не достигнуто, и популяризировать ее пока проблематично.

Татьяна Гресс: Николай, заключительный и самый объемный вопрос. Будучи молодым человеком, при этом состоявшимся, нашедшим свою дорогу, Вы много общаетесь со школьниками и студентами. Что изменилось в их отношении к жизни, к труду, к пониманию призвания и успеха в сравнении со временем, когда Вы и Ваши сверстники сидели за школьной партой и студенческой скамьей? Что Вам нравится в современных молодых ребятах и что, скажем так, не очень импонирует? Нередко раздаются голоса: подрастающее поколение не хочет трудиться. Вы разделяете эту точку зрения?

Николай Андреев: Среди всех поколений молодежи, и сегодняшнее не исключение, есть очень интересные, образованные, по-человечески хорошие люди. Поэтому сказать, что школьники или студенты стали хуже или лучше нельзя. Что можно сказать определенно – современное поколение – более прагматичное, что во многом обусловлено, навязано ритмом, «форматом» жизни. Просто не хватает времени спокойно почитать что-то, поизучать, а все-таки хочется, чтобы их юношество не заканчивалось так рано с наступлением суеты. Ведь великие вещи в суете не делаются. Кроме того, конечно же, изменились ценности и приоритеты. Но они изменились не сами по себе, а под воздействием телевидения, непорядочных поступков обличенных разного уровня властью людей. Поэтому винить молодежь тут не стоит, она просто впитывает то, чему учит окружающая действительность. И собственно проекты, которые мы делаем, это небольшая попытка нашей команды, если говорить громкими словами, сделать мир чуть лучше. Показать, что именно знание делает жизнь более интересной.

Татьяна Гресс: Николай, большое спасибо за интервью. Желаем Вам новых успехов в профессии и в жизни.

Николай Николаевич Андреев родился 5 февраля 1975 года в Саратове. 1992–2000: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, механико-математический факультет: 1992–1997 – студент, 1997–2000 – аспирант. В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию. С декабря 2000 года – научный сотрудник Математического института имени В.А. Стеклова РАН. С августа 2010 года – заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова РАН.

Источник: интернет-портал «Трудовая слава России»

© АНО «Национальный центр трудовой славы», 2024. 12+